Применение вездехода
Первый опытный образец гусеничной машины нового поколения был собран в 1968 году. Модель назвали ГТ-СМ. За 17 лет производства 71-я версия выполнила огромное количество хозяйственных и военных задач. Потребитель ценил эту машину за технические характеристики и высокую проходимость.
Некоторые ГАЗ-71 сохранились до нашего времени и продолжают нести регулярную службу. Их используют в основном на Севере. Долгий срок службы машины объясняется ее простой конструкцией, недорогим обслуживанием и распространенностью запчастей.
Вездеход доставляет людей и грузы разной категории в труднодоступные уголки страны, преодолевая бездорожье, водные преграды и низкие температуры. В военной отрасли ГАЗ-71 использовали для транспортировки солдат и амуниции, поддержки научных экспедиций, эвакуации раненных и так далее. 71-й способен буксировать прицепы массой до 2 тысяч килограмм.
Езда по бездорожью дополняется функцией самовытаскивания в случае застревания. Вездеход может передвигаться по сугробам, пустыне, болоту и плавать по воде. Максимальная длительность заплыва — полтора километра, за счёт вращения гусениц ГАЗ-71 может развивать скорость до 6 км/ч.
Для плавания требуется установка быстросъёмных гидродинамических кожухов. Выйти из воды машина может по наклону не более 20 градусов. Специалисты рекомендуют использовать транспорт на спокойных реках, быстрое течение может затопить автомобиль.
Эксплуатация и сферы применения
ГАЗ 71 имеет другое название – ГТСМ вездеход. Иначе мы говорим о гусеничном транспортёре (снегоболотоходе) среднем модернизированном. Слово «средний» означает, что груз ГТСМ составляет одну тонну. Способность передвигаться по воде позволила назвать его водоплавающим. Несмотря на то что эта модель была разработана ещё в 60-е годы, она очень востребована по сей день. Эту машину отличают специальные технические характеристики, простота конструкции, экономичное обслуживание, лучшие качества вездехода (преодоление препятствий, высокая проходимость в любых условиях, выносливость), доступность и распространённость запасных деталей. Фото ГАЗ 71:
За много лет его эксплуатации в народном хозяйстве и военной сфере гусеничный вездеход ГАЗ выполнил множество важных задач. За это заработал хорошую репутацию среди водителей этого транспорта.
Сферы применения вездехода ГАЗ 71:
- геологоразведка;
- энергетика;
- нефтегазовая отрасль;
- военная сфера.
Также эта чудо-техника используется частными лицами – охотниками, рыболовами, путешественниками.
- доставка людей, разнообразных грузов в различные отдалённые районы страны при трудных условиях;
- транспортировка солдат, эвакуация раненых;
- поддержка научных экспедиций, прежде всего геологоразведочных;
- перевозка прицепов весом до двух тонн.
Диапазон температуры для использования ГАЗ 71 составил 90 градусов – от –50° до +40° по Цельсию. Для хранения машины не требуется гараж, даже при таких температурах. Вездеход абсолютно самодостаточен, так как снабжён специальными средствами для самовытаскивания, если застрянет.
Его плавательные возможности впечатляют. Он способен преодолевать брод (глубина 1,2 метра), широкое речное пространство (1,5 км) со скоростью 6 км/час. Плавательную функцию вездехода обеспечивает вращение гусениц. А их заставляет двигаться бортовой редуктор. Внешне гусеничный вездеход ГАЗ может казаться неуклюжим из-за больших габаритов. Но это видимость. На практике он достаточно подвижный. Увеличение скорости, возможности маневрировать на воде обеспечивают специальные гидродинамические кожухи, которые быстро снимаются
При переправе через водное пространство должно учитываться важное условие: пересекать можно только спокойную реку
На реке с быстрым течением снегоболотоход лучше не использовать – может крутить и даже затопить. Причина в том, что подводный борт имеет большую площадь.
Скорости спецмашины зависят от качества дорог и местности. Вездеход ГАЗ 71 на более или менее ровной дороге развивает скорость до 50 км/час. При передвижении на болоте скорость снижается до 18 км/час, при затруднённых условиях – до 12 км/час. На снежной местности, где снег глубиной 1 метр, он может развить скорость только до 17 км/час.
При этом не совсем экономично расходуется топливо. Когда развивается максимальная скорость, вездеход движется по бездорожью, расходуется 150 л на 100 км. Средний расход не намного меньше – 100 на 100 соответственно. Чтобы топлива хватило на 400-500 км, при разработке по бокам автомобиля расположили четыре топливных бака: три из них объёмом 232,5 л каждый, в дополнение к ним бак на 77,5 л.
Вездеход ГАЗ-71. Прошлое и настоящее
Если Вы пожелаете купить вездеход ГАЗ-71, то следует учесть, что можно рассчитывать на агрегат возрастом от 28 до 45 лет, так как эти машины выпускались с 1968 до 1985 годов прошлого века. Их собирали на Заволжском заводе, производившем тягачи. Машина представляет собой транспортер на гусеничном ходу, который может пройти по болотистым и заснеженным местностям и сманеврировать с радиусом поворота 2,2 метра. Собственная грузоподъемность составляет одну тонну (или две тонны для прицепа).
В течение долгой истории своего существования ГАЗ-71 перевозил войска, людей, различные народохозяйственные грузы. Он проходил и проходит там, где нет дороги, переплывает водные преграды (до 1,5 км) со скоростью 5-6 км\час при небольшой волне и разумной силе ветра. Его отличительной особенностью является то, что он может стоять вне гаража при температуре от минус 40 до плюс 50 градусов длительное время, без потери ходовых качеств. Он также способен работать на высоте до трех километров над уровнем моря .
В последние десятилетия эта машина принимает активное участие в буровых работах, помогая в монтаже установок соответствующего класса. Ее масса составляет около 3,8 -4,3 тонн в зависимости от загрузки, кабина вмещает двух человек, для которых есть два спальных места. Некоторые ГАЗ-71 специально оборудуются для перевозки персонала (10 человек), включая обустройство печного отопления внутри защищенного кузова.
Такое возможно благодаря солидным габаритам — вездеход имеет в длину почти 6 метров, ширину около 2,5 м и высоту 1,83 — 2 метра.
Колея между гусеницами составляет 2,1 метра, а давление на грунт — 0,19 кгс на квадратный сантиметр, что не предполагает активное использование этого транспорта на городских дорогах. А вот препятствия ГАЗ-71 преодолевает замечательно. Машина взбирается в гору под углом до 35 градусов и выдерживает боковой крен до двадцати пяти градусов на сухих почвах. С запасом топлива А-76 около 400 литров (4 бака по 75 или 93 литра) тягач может пройти по шоссе 500 километров.
Современные вездеходы гусеничные, которые продолжают линейку вышеуказанной модели, обладают рядом новых характеристик. Например, ГАЗ-34029, который выпускают в наши дни на том же заводе, имеет грузоподъемность на полтонны больше, дизельный двигатель с турбонадувом, большую мощность, автономный отопитель кузова.
Такая машина более надежная, но и более тяжелая – вес агрегата может достигать 5,3 тонн.
ГАЗ-71 был первым вездеходом, выпущенным на Заволжском заводе. С тех пор было создано около 20 модификаций этих машин. Первые из них работали в условиях Крайнего Севера и тайги, где участвовали в развитии нефтяной и газовой промышленности СССР. Также предприятие за годы функционирования выпустило бронетранспортер ГАЗ-73, машину с повышенной плавучестью (ГАЗ-34036), а также ГАЗ-3403 с грузоподъемностью 1,25 тонны, оборудованный тентами и гусеницами различной конфигурации.
Особенности конструкции
Гусеничный транспортёр ГАЗ-71 / ГТ-СМ представляет собою снегоболотоходную плавающую грузовую машину центральномоторной компоновки грузоподъёмностью в одну тонну, предназначенную для перевозки различных грузов, людей; буксировки прицепов общей массой до двух тонн, буксировки техники и для других потребностей войск и хозяйств, работающих в труднодоступных регионах, в условиях сильного бездорожья.
Транспортёр можно эксплуатировать не только по любым видам дорог и по бездорожью – на нём можно свободно преодолевать водные преграды. Транспортёр ГАЗ-71 / ГТ-СМ изначально был рассчитан на эксплуатацию и безгаражное хранение при температурах окружающей среды от +40 до −50 °C.
В основе данной спецмашины находится стальной корпус, который сварен из листов различной толщины и полностью герметичен, что позволяет ГАЗ-71 / ГТ-СМ быстро преодолевать водные преграды (без необходимости в предварительной специальной подготовке).
Корпус транспортёра ГАЗ-71 / ГТ-СМ подразделяется на 3 основных отделения: кабину; моторный отсек и грузовую платформу.
Моторный отсек отделяется как от кабины, так и от грузовой части транспортёра стальными переборками. В этих переборках выполнены специальные съёмные люки, которые предназначаются для срочного или текущего техобслуживания силового агрегата. Кроме того, моторном отсеке имеется помпа насоса, предназначенного для откачивания воды, попадающей вовнутрь в ходе преодолении водных преград.
Кабина в транспортёре ГАЗ-71 полностью металлическая, оснащённая двумя посадочными местами (для водителя и для пассажира). Доступ в кабину имеется как через распашные боковые двери, так и через два люка, сделанных в её крыше. Грузовая платформа устроена непосредственно в самом корпусе транспортёра. Для облегчения процессов погрузки и разгрузки в неё, верхняя часть заднего борта сделана откидной.
По бокам грузовой платформы транспортёра предусмотрены специальные откидные полумягкие сидения. Сверху грузовая платформа закрывается брезентовым тентом, который устанавливается и натягивается на дугах. Для обогрева внутреннего объёма грузового / десантного отсека используется специально выделенный отдельный обогреватель жидкостного типа.
Подвеска и ходовая часть (гусеничный движитель)
Гусеницы на транспортёре ГАЗ-71 / ГТ-СМ установлены цельнометаллические (стальные) мелкозвенчатые, составленные из восьмидесяти трёх звеньев каждая. При этом каждое звено имеет ширину в З9О мм, а расстояние между осями отверстий для пальцев равняется 128 мм.
На внутренней поверхности каждого звена предусмотрены два пера, которые ограничивают беговую дорожку и предотвращают сход гусениц с опорных катков.
Звенья соединяются между собою с помощью стальных пальцев, которые надёжно зафиксированы от выпадения стопорными кольцами. Для обеспечения долговечности пальцев их поверхности насыщаются бором, с последующей закалкой токами высокой частоты. На корпусе между первым катком и ведущей звездочкой размещена специальная съёмная пластина – для очистки гусеницы от масс грязи и снега. Натяжение гусениц производится при помощи поворота кривошипа балансира направляющего катка.
Движитель транспортёра ГАЗ-71 / ГТ-СМ оснащён шестью стальными опорными катками диаметром 700 мм, с внешней резиновой амортизацией. Задние катки выполняют также функцию направляющих колёс. Установлены катки на стальных балансирах.
Подвеска балансиров – торсионная, дополненная гидравлическими амортизаторами. Телескопические патроны амортизаторов смонтированы на балансирах передних катков и направляющих колёс. Ведущие колёса расположены спереди. Зубчатый венец оснащается двенадцатью зубьями; узел – съёмный, взаимозаменяемый.
Характеристики вездехода
ГАЗ 71 дизель имеет технические характеристики, которые выгодно его отличают от предыдущей модели ГАЗ 47. Рассмотрим основные из них.
Двигатель ГАЗ 71 имеет 8 цилиндров. Функционирует он на бензине. Является сильным карбюраторным аппаратом мощностью 115 лошадиных сил. Объём – 4,25 л. Двигатель входит в единую систему. Она встроена в моторное отделение. В неё ещё входят коробка передач, однодисковое сухое сцепление и дополнительная передача. Коробка передач механическая, четырёхступенчатая. В ней пять скоростей – четыре передние и задняя. Раздаточная коробка имеет две передачи, досталась в наследство от ГАЗ 66. В устройство также входят бортовые редукторы и система двойных ленточных тормозов.
Обязательно почитайте: Самодельный гусеничный вездеход
Ходовая часть представлена следующими составляющими:
- опорными катками. Всего их 12 штук;
- гусеницами, покрытыми резиной. С каждой стороны их по 6 штук;
- ведущими колесами (2 штуки).
На задних направляющих и передних катках установлены гидравлические амортизаторы.
Кузов представляет собой открытую стальную отапливаемую грузовую платформу. В плохую погоду можно дополнительно натягивать тент для создания теплового и защитного эффекта при перевозке людей. Вездеход рассчитан на 12 мест. Два места для экипажа в металлической кабине и 10 мест с мягкими откидными сиденьями в кузове для десанта, перевозимых людей. Для случаев перевозки раненых кузов оснащен необходимым санитарным оборудованием.
Герметичность кабины обеспечивается резиновым уплотнителем по краям дверей. Это гарантия защиты от пыли и воды. Для вентиляции воздуха в кабине есть два герметичных люка. Также здесь предусмотрены термоизоляция, отопитель, мягкие сиденья, характерна звуконепроницаемость. В целом, оборудование вездехода создает оптимальный комфорт для людей во время движения. За сиденьем водителя в «ручной доступности» находится аккумулятор, спрятанный за металлической пластиной. Она легко снимается, что очень удобно.
ГАЗ 71
Ремонт главной передачи газ 71
Автомобили admin26.02.2020
]Решил попробовать установить на зеленый главную передачу с фрикционами от ГАЗ 71 . Так как досталась она в печальном виде и вообще не крутилась, то проводим полную разборку для установления состояния и заодно для ознакомления с конструкцией.
Довольно простой механизм со значительным запасом прочности для легких машин. Особенно для меня это явный перебор но другого ничего нет в нашей промышленности.
И так приступим.
Общий вид с частичной разборкой . Сняты барабаны, крышка, фланец. Мне досталась разукомплектованная и потому барабаны были отдельно.
Пакеты фрикционов снимаются довольно просто, надо только сделать спецключ из трубы под гайку с 4 мя пазами внутри пакетов. Там резьба правая и левая и еще есть стопорная чашка под гайками, не забудьте отогнуть язычек.
Хвостовик выпресовывается довольно туго и снимается в сборе с корпусом. Везде много регулировочных прокладок и не одной картонной.
Вот пакеты и хвост в сборе. У меня все диски слепились и придется их разбирать и чистить.
Вездеход строился для поездах на охоту и рыбалку по болотистой местности. Он строился как своего рода дополнение к уже имеющимся моделям. Вездеход должен вмещать в себя минимум трех человек, а так же перевозить все необходимое снаряжение для охоты, а так же инструмент.
Какие механизмы и детали были использованы при строительстве этого болотохода:
1)ГП газ 71 2) комплектная Ока. 3) Колеса использованы ИЯВ-79 от Т150 ободранные. 4)Двигатель внутреннего сгорания Kubota V1902 5) Труба бесшовная 76 на 5 6) Подшипники 180110
ГП Газ 71 весит 122.5 кг и имеет следующие габариты: Длинна 560 Ширина 560 Высота 300
Рассмотрим подробнее как строился вездеход бортоповоротного типа на базе ГП Газ-71.
Для начала автору пришлось решать основные вопросы по схеме вездехода. Необходимо было выбрать четырех или шестиколесную базу. Так же необходимо было рассчитать мощность двигателя необходимую для комфортной езды. Так как имелась возможность установки как двигателя от Нивы, так и поискать более мощный от машины с задним приводом, это решило бы вопрос переворачивания двигателя и заварки. Такой же вопрос был по поводу установки бортовых редукторов или все же использовать схему раздаточной коробки и понижающей передачи.
Основными стимулами для выбора именно бортоповоротной схемы вездехода были таки: В первых моделях вездеходов собранных автором, слабые места были именно в гурах, раздатках и полуосях, в бортоповоротном он попытается избежать этого. К тому же при такой схеме поворота маневренность гораздо лучше.
Вот так выглядят бортовые редуктора, а так же понижающая коробка:
Используя схему 6 на 6 можно соорудить более комфортный, а главное более вместимый вездеход. К тому же довольно легко расположить все элементы конструкций, в частности двигатель и коробку передач, нет нужды делать все слишком тесно. А это в свою очередь обеспечит более легкий доступ к деталям при починке или проведении технического осмотра машины.
Еще не мало важная деталь, что на таком вездеходе можно терять до двух колес и легко продолжать движение. Однако автор все же склонился в компоновке 4 на 4, по причине того, что колеса были выбраны довольно надежные, а размеры будущего вездехода позволяют и на двух осях поставить до трех рядов сидений.
Затем автор начал работы над полуосями для ГП, внутри при разборе была обнаружена зубчатая шестерня, которая довольно легко снималась. Поэтому решено было изготовить переход под любую распространенную ось, которую сможет добыть автор. Вот так будет выглядеть реализация передачи при помощи цепей:
В качестве двигателя автором были рассмотрены следующие варианты: дизельный двигатель от фольцвагена на 1.6 литра, он довольно доступен и легок в обращении; Opel 1.3 CDTI или Renault 1.5 TD они довольно похожи, но чуть сложнее чем фольц из-за большего количества электроники.
Применение
Гражданские транспортеры ГАЗ-71 нашли широкое применение в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, где составляют значительную долю парка вездеходов и тягачей. Машина применяется для доставки и снабжения геологических партий. На базе ГАЗ-71 устанавливались передвижные буровые установки с расположением оборудования на передней или задней части корпуса.
Интересной модификацией машины является установка для подледного лова рыбы (ПТ-ИЛТ). Кроме этого на базе ГАЗ-71 производились пожарные машины ВПЛ-149А, коротажные станции СКС-1А-02 и ряд другой техники.
Вездеходы ГАЗ-71 применялись в армии для доставки личного состава, стрелкового и минометного вооружения, боеприпасов. Машина предназначена для перевозки 10 человек. Грузовой отсек транспортера может использоваться для перевозки раненых, расположенных на носилках.
По заказу пограничных войск КГБ выпускались пограничные варианты под обозначением ГМП и ГМП-1.
В состав оборудования входили приборы ночного видения и различное радиооборудование. Крыша водительской кабины оснащалась точками установки пулемета. Для военно-космических сил выпускался поисково-спасательный вариант ГТ-ПС.
На основе ГАЗ-71 был разработан десантируемый бронетранспортер ГТ-МУ. Броней толщиной 4-6 мм защищалась верхняя часть машины, днище выполнялось из обычного стального листа. Ходовая часть укорочена на один каток для уменьшения габаритов и снижения веса. Бронетранспортер мог комплектоваться бензиновыми или дизельными силовыми агрегатами.
Машины ГАЗ-3402Д оснащены ходовой частью идентичной ГАЗ-71. На безе ГТ-МУ существовали санитарные версии, оснащенные тросовой лебедкой для эвакуации носилок с ранеными. Строевые машины могли использоваться в качестве артиллерийских тягачей или машин химической разведки.
Нет в наличии:
№ | Код детали | Наименование | Количество на модель, шт. |
250611-П29 | Гайка М8х1-6Н ОСТ 37.001.124-93 | 20 | Нет в наличии |
264020-П29 | Масленка 1.3 Ц6.хр ГОСТ 19853-74 | 4 | Нет в наличии |
290634-П29 | Болт М8х1х14 опорной вилки оттяжного рычага | 20 | Нет в наличии |
290927-П29 | Болт М12х1,25-6gх62 | 24 | Нет в наличии |
293370-П29 | Шайба 12 | 24 | Нет в наличии |
47-2506012 | Муфта соединительная полуоси | 4 | Нет в наличии |
47-2601030 | Прокладка уплотнительная бортовой передачи | 2 | Нет в наличии |
47-2601031 | Прокладка регулировочная бортовой передачи | 8 | Нет в наличии |
47-2601032 | Прокладка регулировочная бортовой передачи | 8 | Нет в наличии |
70-141705 | Чашка соединительной муфты полуоси | 4 | Нет в наличии |
70-141706 | Прокладка чашки соединительной муфты полуоси | 4 | Нет в наличии |
70-141726 | Пружина соединительной муфты полуоси | 2 | Нет в наличии |
70-141728 | Кольцо стопорное шайбы муфты | 4 | Нет в наличии |
71-2606018 | Полуось | 2 | Нет в наличии |
71-2606025 | Уплотнитель соединительной муфты полуоси | 4 | Нет в наличии |
71-2607010 | Передача бортовая правая в сборе | 1 | Нет в наличии |
71-2607011 | Передача бортовая левая в сборе | 1 | Нет в наличии |
Не можете найти необходимую деталь из группы Соединительные муфты, полуоси и бортовая передача на ГАЗ-71? Проконсультируйтесь у наших специалистов по телефону 8-800-700-19-88 или по эл. почте Мы обязательно вам поможем!
Различные модификации и варианты исполнения ГАЗ-71
Сразу после запуска модели в серию начались работы над разработкой специализированных модификаций ГАЗ-71 / ГТ-СМ – как для армейских, так и для гражданских нужд.
В первую очередь, в производство поступил транспортёр с противопульным бронированием ГТ-МУ (ГАЗ-73), предназначенный для эвакуации раненых в условиях бездорожья и выполнения других подобных задач. Изначально рассматривались два варианта: с полным бронированием либо с частичным. В серийное производство в итоге поступила машина именно с полным бронированием.
Этот гусеничный бронетранспортёр имел минимальные габариты и был авиадесантируемым. У конструкторов получилась очень компактная и манёвренная бронемашина с жёстким, живучим корпусом, однако серьёзным износом гусениц из-за значительного веса брони. Броню толщиной около 6 мм разместили вверх по корпусу от кожухов баков, борт за гусеницей бронировали 4 мм бронёй. Днище у ГТ-МУ не бронировано – там стальные листы, как и на обычном вездеходе. Была установлена фильтровентиляционная установка, бойницы, триплексы.
Машина была заметно ниже базовой модели (для того, чтобы без проблем помещаться в самолёт), длиной меньше примерно на 0,7 метра, имела 5 катков вместо 6 (как на старом транспортёре ГАЗ-47), и такую же расстановку балансиров (спаренных балансирных труб, как на ГТТ и ГАЗ-47), баки – 93-литровые. Все агрегаты были от ГАЗ-71, только лишь торсионы от ГАЗ-47, поэтому ширина машины была меньше на 100 мм. Удельное давление – 0,24.
В ходе производства основной модели было разработано и освоено ещё несколько специальных модификаций ГТ-СМ: ГМП (1982 г.), ГТ-ПС (1983 г.) предназначаемый для поиска техники и спасения людей в экстремальных условиях бездорожья, ГТ-СМ-1 (1985 г.) – с увеличенным дорожным просветом, возможностями автономной работы и увеличенным ресурсом гусеничного движителя.
Планомерным развитием модели стал ряд её вариантов в разнообразных сочетаниях. Модернизации базовой ГАЗ-71 увеличивали надёжность и автономность спецмашины, но вместе с тем вели и к возрастанию её веса (до 5,3 тонны), а также удельного давления на грунт (оно увеличилось с 0,17 до 0,21).
Ещё варианты: ГТ-МУ-1 (с дизелем), ГАЗ-3402Д (с дизелем Д-245 с турбонаддувом и с дополнительным катком),модификации: санитарная с лебёдкой для вытаскивания раненых, транспортёр химической разведки, артиллерийский тягач, машина РЭБ.
На базе гражданских транспортёров ГАЗ-71 монтировались передвижные буровые установки с расположением оборудования как на передней, так и на задней части корпуса.
Интересной и необычной модификацией данной вездеходной машины была специальная установка для подлёдного лова рыбы – ПТ-ИЛТ. Нельзя также не отметить созданные на базе ГАЗ-71 пожарные машины ВПЛ-149А, коротажные станции СКС-1А-02.
По особому заказу пограничных войск КГБ СССР выпускались пограничные варианты этих транспортёров, идущие под обозначениями ГМП и ГМП-1.
В состав их оборудования входили приборы ночного видения и специальное радиооборудование. Крышу водительской кабины оснащали точками установки пулемёта. А для военно-воздушных сил выпускался особый поисково-спасательный вариант транспортёра, под названием ГТ-ПС.
В 1986 году стартовал серийный выпуск модернизированных ГАЗ-71, получивших новый производственный индекс: ГАЗ-3403. Основные изменения при разработке данной модели коснулись ходовой части. Обновлённые резинометаллические гусеницы стали менее шумными. А главное – получили рабочий ресурс в 12 тысяч километров, вместо 5 тысяч километров у прежней модели. Глубокой модернизации подверглась торсионная подвеска катков. Возросла максимальная скорость (до 60 км/час), увеличился при этом и запас хода (до 600 км). Больше на 25 процентов стала грузоподъёмность машины.